Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
(МАДОУ детский сад № 13)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 13
(протокол от 26.08.2020 № 1)
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В МАДОУ
ДЕТСКИЙ САД № 13
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МАДОУ детский сад № 13 (далее Положение) регламентирует деятельность МАДОУ детский сад № 13 (далее - детский сад), в
части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и
(или) письменной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ, в том числе адаптированных.
1.2. Задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
• организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
• организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
• консультирование участников
образовательных
отношений
по
вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
1.3. Воспитанники вправе получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными силами, а также в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию согласно
приложению 1 к настоящему положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными актами
детского сада и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда
составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется детским садом, исходя
из:
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной
основной образовательной программе для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных воспитанников;
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
воспитанников.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу
родителей (законных представителей), педагогических работников, углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие
речевой статус воспитанника.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение 2 к Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические
мероприятия.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
заведующего детским садом.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
2.8 Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
детского сада.
2.11. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных
групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
3.2. Для детей, получающих образование в форме семейного образования, а также для детей,
не посещающих детский сад, необходимо предоставление медицинской справки по форме
026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений
начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения МАДОУ детский сад № 13.
3.4. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей)
по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды
и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин
для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования – не более 12 человек;
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), не более 12 человек;
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения МАДОУ детский сад № 13.
Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ детский сад № 13
Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанника (обучающихся), получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ детский сад № 13
Заведующему МАДОУ детский сад № 13
Леонтьевой Л.И.
от _____ ______________ __________
ФИО родителя (законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на проведение
логопедической диагностики
Я,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, группа, в котором /ой обучается воспитанник, дата (дд.мм.гг.) рождения)
Выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
« __ » ___________ 20 __ г. / _________
/подпис
(расшифровка подписи)
Приложение 3
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ детский сад № 13
Заведующему МАДОУ детский сад № 13
Леонтьевой Л.И.
от _____ ______________ __________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, группа, в котором /ой обучается воспитанник, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психологопедагогического
консилиума/учителя-логопеда (подчеркнуть).
« __ » ___________ 20 __ г. / _________
/подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 4
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ детский сад № 13
Педагогическая характеристика на воспитанника
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
дата поступления в организацию, осуществляющую
деятельность;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования:
-
1.
2.
в группе ;
группа:
образовательную
комбинированной направленности, компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания,
лекотека и др.);
3.
4.
5.
6.
7.
на дому;
в медицинской организации;
в форме семейного образования;
сетевая форма реализации образовательных программ;
с применением дистанционных технологий.
факты, способные повлиять на поведение ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на дому, наличие
частых, хронических заболеваний и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
-
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1.
Динамика освоения программного материала:
-
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования; достижение
-
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности
при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, психологом).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, психологом, - указать длительность, т.е. когда
начались /закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
« __ » ____________ 20 ___ г. /_________________ / ____ _ __________________________
Учитель-логопед, принявший обращение: ___________________________________________
/указать ФИО. должность в ДОУ)
Результат обращения:____________________________________________________________
« __ » ____________ 20 ___ г. /_________________ / ____ _ __________________________
Приложение 5
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ детский сад № 13
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное па максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителялогопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным
раздаточным и дидактическим материалами.
При
оснащении
сенсомоторной
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
воспитанников.