М униципальное автономное дош кольное образовательное учреж дение
«Детский сад № 13»
(М АДО У детский сад № 13)
г. Верхняя Пы ш ма, ул. Парковая, 28, тел. 8(34368) 7 - 7 1 - 4 3
У ТВГРЖ Д ЛЮ
ПРИНЯТА
МАДОУ
сад № 13
Решением на заседании
Педагогического совета
Протокол № ^ « / %
2025 г.
Д . И .
025 г.
ПРОГРАММА
«Здоровье»
по здоровьесберегающей деятельности
в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 13»
Верхняя П ыш ма,2025
Программа "Здоровье" по здоровьесберегающей деятельности Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13» (далее – Программа «Здоровье»)
разработана коллективом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 13» (далее – Учреждение) в силу особой актуальности проблемы сохранения
здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов
оздоровления воспитанников Учреждения, определяет основные направления, цели и задачи, а также
план действий по реализации программы в течение трех лет.
1. Пояснительная записка
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как
никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие
требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не
только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервнопсихического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем,
результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 1520%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только 13% детей
могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские
стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют
развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального
функционирования
растущего
организма.
Исследования
М.Д.Маханевой,
В.Г.Алямовской
свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный
дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не
секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении
(за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на
определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность
скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,
плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений,
выносливости, гибкости и
силы, т.е.
усугубляет
неблагоприятное влияние гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует
заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения чѐтко определил пути своего
дальнейшего развития. В настоящее время в Учреждении прослеживается тенденция личностноориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому
саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа «Здоровье» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно –
оздоровительной работы в Учреждении:
анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в
инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный
опыт в Учреждении);
материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на
одного ребенка);
анализ результатов физической подготовленности детей;
характеристика физкультурно – оздоровительной работы в Учреждении (занятия, кружки,
внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Здоровье», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами
система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы,
органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия,
нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась
бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счѐт создания развивающей среды и реализации
определѐнных педагогических технологий.
Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного
учреждения – это комплексная система воспитания ребѐнка – дошкольника, здорового физически,
всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного
достоинства, педагогов и родителей. Наша программа направлена на воспитание основ культуры
здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах
безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не
только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа «Здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями,
узкими специалистами ДОУсодержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики,
позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные
для укрепления и сохранения здоровья детей.
1.1. Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов,
родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация программы предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья участников образовательного процесса.
2. Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально- технические
условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия,
повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в
инновационном здоровьесберегающем пространстве Учреждения.
3. Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и
Учреждении на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы:
Закон «Об Образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»(ЗарегистрировановМинюстеРФ14ноября2013г.
№ 30384).
Конвенция ООН «О правах ребѐнка».
«Семейный кодекс РФ».
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42,43.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями
от 28 июля 2000г.)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».
Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в
деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003г.
Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных фор- мах обучения» №65/23-16 от
14 марта 2000г.
Устав МАДОУ детский сад № 13
1.3. Объекты программы:
Обучающиеся (воспитанники);
Педагогический коллектив;
Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
1.4. Основные принципы программы:
научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление
здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными
особенностями детей);
активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в
поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий
постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко
определенной цели);
оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
1.5. Основные направления программы:
Профилактическое:
обеспечение благоприятного течения адаптации;
выполнение санитарно-гигиенического режима;
решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных
заболеваний.
Организационное:
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению
детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:
пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
2. Разделы программы.
Программа реализуется через следующие разделы:
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
2.1. Работа с детьми.
№
1.
2.
Формы и методы
Обеспечение
ритма жизни
здорового
Физические упражнения
Содержание
щадящий режим (адаптационный период);
гибкий режим.
утренняя гимнастика;
физкультурно-оздоровительные занятия;
подвижные и динамические игры;
спортивные игры;
пешие прогулки (походы, экскурсии).
умывание;
мытье рук;
обеспечение чистоты среды;
занятия с водой (центр вода и песок);
развлечения, праздники;
игры-забавы;
дни здоровья.
3.
Гигиенические и водные
процедуры
4.
Световоздушные ванны
5.
Активный отдых
6.
Витаминотерапия
7.
Диетотерапия
рациональное питание.
8.
Светотерапия
обеспечение светового режима.
9.
Музыкотерапия
10.
Закаливание
11.
Пропаганда
образа жизни
проветривание помещений;
сон при открытых фрамугах;
прогулки на свежем воздухе;
обеспечение температурного режима и чистоты
воздуха.
витаминизация напитков.
музыкальное
сопровождение
режимных
моментов;
музыкальное оформление фона занятий;
музыкально-театральная деятельность.
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
игровой массаж.
здорового
экологическое воспитание;
периодическая печать;
курс бесед;
специальные занятия.
2.1.1. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
гигиена приѐма пищи;
ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности
питания;
эстетика организации питания(сервировка);
индивидуальный подход к детям во время питания;
правильность расстановки мебели.
2.1.2. Система эффективного закаливания.
1.
закаливающее воздействие органично вписывается в
Основные
Факторы
закаливания
2.
Комплекс закаливающих
мероприятий
3.
Методы оздоровления:
каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и
по интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной
активности детей на физкультурных занятиях, других
режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном
фоне и при тепловом комфорте организма детей;
соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и еѐ длительности;
соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учѐтом
индивидуального состояния здоровья детей;
облегченная одежда для детей в детском саду;
дыхательная гимнастика после сна;
ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение
года);
хождение босиком по спортивной площадке(летом);
релаксационные упражнения с использованием
музыкального фона (музыкотерапия).
В детском
саду
проводится
следующий
облегченная одежда детей, соблюдение сезонной
комплекс
закаливающих
одежды детей
на
мероприятий:
прогулке
с
учетом их индивидуального состояния и состояния погоды, соблюдение температурного режима в
течение дня, корригирующая гимнастика после сна, стопотерапия, мытье прохладной водой рук по
локоть, шеи, полоскание рта после каждой еды, утренняя гимнастика (в теплый период на свежем
воздухе) в течение года, оздоровительный бег (старшие, подготовительные группы), одно
физкультурное занятие на улице (в зимний период), организация прогулки, утренний прием детей на
улице в теплое время года, солнечные ванны.
Схема закаливания детей (по системе М.Д. Маханевой)
Межсезонный период
ранний возраст
младший возраст
Закаливающие
1-3 года
3-4 года
процедуры
1-я
2-я
1-я
2-я
группа группа группа группа
Прогулка2 раза в день до
4 до
4 до
4 до
4
в первой и во второй часов
часов
часов
часов
половине дня
Воздушные ванны
1820*С
1618*С
20*С
2-5
18*С
2-7 мин
2-8
мин.
2-10
мин.
мин
средний возраст
старший возраст
4-5 лет
5-7 лет
1-я
2-я
1-я
2-я
группа
группа
группа группа
до
4 до
4 до
4 до
4
часов
часов
часов
часов
16-18*С
2-12
мин.
18*С
2-9 мин.
1618*С
2-15
мин
18*С
2-10 мин
Хождение босиком
18по профилактической 20*С
дорожке
5 мин.
20*С
5 мин.
1-я
группа
Прогулка2 раза в день до
в первой и во второй 15*С
половине дня
без
ветра
до
4
часов
Хождение босиком
20*С
по профилактической 5 мин.
дорожке
Обширное обливание 30(лицо, шея, кисти рук) 28*С
Полоскание полости рта
16-18*С
5 мин.
18*С
5 мин.
1618*С
5 мин.
18*С
5 мин.
старший возраст
5-7 лет
2-я
группа
до
15*С
без
ветра
до 3,5
часов
20*С
5 мин.
1-я
группа
до
15*С
без
ветра
до
4
часов
18*С
5 мин.
2-я
группа
до -15*С
без
ветра до
3,5
часов
1-я
группа
до -18*С
без
ветра до
4 часов
2-я
группа
до -18*С
без
ветра до
3,5
часов
2-я
группа
до -20*С
без
ветра до
3,5
часов
18*С
5 мин.
18*С
5 мин.
18*С
5 мин.
1-я
группа
до
20*С
без
ветра
до
4
часов
18*С
5 мин.
30*С
2826*С
28*С
28*С
28-26*С
28*С
25*С
28*С
28*С
28*С
2524*С
25*С
-
ранний возраст
2-3 года
Закаливающие
процедуры
18*С
5 мин.
Зимний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет
ранний возраст
2-3 года
Закаливающие
процедуры
1618*С
5 мин.
Летний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет
18*С
5 мин.
25*С
старший возраст
5-7 лет
1-я
группа
Прогулка2 раза в день от 4,5
в первой и во второй часов
половине дня
Утренняя гимнастика не
в облегченной форме
ниже
19*С
Солнечные ванны
2-30
мин. от
22*С
Воздушные ванны
22*С
8-10
мин.
2-я
группа
от
4
часов
1-я
группа
от 4,5
часов
2-я
1-я
группа
группа
от
4 от
4,5
часов
часов
2-я
1-я
группа
группа
от
4 от 4,5
часов
часов
2-я
группа
от
4
часов
не
ниже
19*С
2-20
мин. от
24*С
22*С
8 мин.
23*С
2-15
мин.
-
не ниже не ниже не ниже не
19*С
19*С
19*С
ниже
19*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин. от мин. от мин. от мин. от
22*С
20*С
22*С
20*С
20-22*С 20-22*С 20-22*С 1810 мин.
10-20
10-15
20*С
мин.
мин.
10-30
мин
23*С
22*С
22*С
22*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин.
мин.
мин.
мин.
28*С
28*С
28*С
25*С
не ниже
19*С
Хождение босиком
по профилактической
дорожке
Полоскание полости
рта
Игры с водой
не
ниже
19*С
2-30
мин. от
20*С
2022*С
10-15
мин.
23*С
2-30
мин.
28*С
23*С
2-25
мин.
-
2-30
мин. от
22*С
18-20*С
10-20
мин
22*С
2-25
мин.
25*С
15-30
15-20
30 мин. 20 мин.
30 мин.
20 мин.
30 мин. 20 мин.
мин.
мин.
Примечание: 1-я группа закаливания - все здоровые дети и ранее принимающие меры закаливания;
2-я группа закаливания – дети после отпуска, после болезни и дети с отклонениями в состоянии
здоровья.
2.1.3.
Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил
организма ребѐнка, ход его физического развития, содействует
овладению необходимыми движениями.
1.
Основные
физическая нагрузка адекватна возрасту, полу
принципы
ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и
организации
здоровья;
физического
сочетание двигательной активности с
воспитания в детском общедоступными закаливающими процедурами;
саду
медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии
здоровья;
2.
Формы организации
физического
воспитания
3.
Физкультурные
традиционные;
занятия
игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой
разнообразны
интенсивности.
по форме и
содержанию
в сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления,
например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
зависимости от задач
Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут
быть с одним предметом, например,
«Поиграй со мной, дружок» (мяч);
занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений,
элементов спортивных игр;
занятия –походы;
занятия в форме оздоровительного бега;
музыкальные путешествия – тесная интеграция
музыки и движений. Дети изображают животных, птиц,
подражают их голосам, повадкам;
Занятия на «экологической тропе».
физические занятия в зале и на спортивной площадке;
туризм (прогулки –походы);
дозированная ходьба;
оздоровительный бег;
физкультминутки;
физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа с детьми.
Примерный двигательный режим
Формы организации
Особенности организации и длительность
группа
группа
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовит.гр
раннего
раннего
группа
группа
группа
уппа
возраста
возраста
3-4 года
4 -5 лет
5 -6 лет
6 -7 лет
1-2 года
2-3 года
1. Организованная образовательная деятельность «Физическая культура»
Физическая культура в 3 раза в 3
раза
в 3
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в
помещении
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
10 мин
10 мин
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Физическая культура
1 раз в неделю
1
раз
в 1разв неделю
на улице
20 мин
неделю
30 мин
25 мин
Музыка
2 раза в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в
(часть занятия)
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
3-5 мин
5 мин
5 мин
7 мин
9 мин
11 мин
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Утренняя гимнастика
Ежедневно
10 мин
10мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Подвижные игры
Ежедневно не менее 3 раз в день
3-5 мин
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
15-20 мин
Спортивные
игры,
Целенаправленное обучение на каждой прогулке
упражнения
Физические упражнения
Ежедневно на прогулке
3-5 мин
5-8 мин
8 мин
8-12 мин
12-16 мин
16 мин
Физкультурная минутка (в 1-3 мин
1-3 мин
Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и
середине статистического
содержания занятия
занятии)
3-5 мин
3-5 мин
3-5 мин
3 -5 мин
Двигательные игры под
1 раз в неделю
музыку
3-5 мин
5-10 мин
10- 15 мин
15 мин
15 -20 мин
20 мин
Гимнастика
после
Ежедневно
дневного сна
5-10 мин
5-10 мин
15 мин
15 мин
15мин
15 мин
Занятия в бассейне
1
раз
в 1 раз в неделю
1 раз в неделю
1разв
неделю
20 мин
25мин
неделю
15 мин
30 мин
Инд
и
подгрупповая
Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки
работа
по
развитию 3-5 мин.
3-5 мин
5-7 мин
7-10 мин
10 мин
15 мин
движений
3. Активный отдых
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
15 мин
20 мин
25 мин
40 мин
40 мин
Физкультурный праздник
1-2 раза в год
40 мин
50 мин
60 мин
День здоровья
2 раза в год (сентябрь /май)
Самостоятельная двигательная деятельность
Самостоятельное
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
использование
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
физкультурного
и
спортивного
игрового
оборудования
Самостоятельная
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении
физическая активность в Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
помещении
Самостоятельные
подвижные и спортивные
игры на прогулке
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
Организации физического воспитания направлена на улучшение здоровья и физического
развития,
расширение
функциональных
возможностей
детского
организма,
формирование
двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются
с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Используются следующие формы двигательной
деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе,
физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика,
занятия на тренажерах, плавание и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь
физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Физическое развитие детей первого года жизни организуется в форме индивидуальных
занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с
каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут
после еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.
С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляются по подгруппам 2 -3 раза в неделю. С детьми второго
года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в
групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в
физкультурном зале.
Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7
лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит
от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,- в средней группе - 20 мин.,- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет организованы занятия по физическому развитию детей на
открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и
наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности и
профилактики утомления в детском саду проводятся ежедневные прогулки.
Для детей 3–7 лет продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа.
На
прогулке
созданы
все
условия
(спортивно-игровое
оборудование,
спортивные
принадлежности) для самостоятельной двигательной активности детей.
В структуре прогулки обязательно предусмотрены подвижные и спортивные игры, спортивные
упражнения.
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими
работниками и педагогами в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип
закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения
процедур. Система включает:
- специальные закаливающие процедуры;
- закаливание с помощью естественных природных средств.
В летний период проводятся солнечные и воздушные ванны.
- Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды воспитанников.
- Сквозное проветривание в холодный период года проводится кратковременно (5-10 мин.) без
воспитанников. В теплый период – в течение всего времени при отсутствии воспитанников в
помещении.
– Утренняя гимнастика проводится ежедневно: в холодное время – в зале, в теплое время – на
улице. Одежда облегченная.
- Во время дневного сна обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды,
температурой воздуха в помещении.
- В жаркие дни- обливание водой. При проведении закаливающих мероприятий учитываются
индивидуальные особенности состояния ребенка, медицинские противопоказания и эмоциональный
настрой.
Работа с детьми в летний оздоровительный период организуется следующим образом.
Ежедневно воспитатели организуют самостоятельную (игровую, трудовую – 20 мин в день,
коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную,
двигательную, чтение) деятельность детей на прогулочных участках, в соответствии с планом
работы с детьми в летний оздоровительный период. Ежедневно проводятся оздоровительные и
закаливающие мероприятия: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, индивидуальная
работа по формированию у детей основных движений и физических качеств.
Ежедневно воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми в разных видах
деятельности, направленную на улучшение здоровья и расширение функциональных возможностей
детского организма.
Еженедельно воспитатели организуют и проводят спортивные развлечения для формирования
двигательных навыков и двигательных качеств у детей
2.1.4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приѐма пищи
(пятиразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребѐнка на
свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады:
оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических
упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных
эмоциональных впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Санитарно –
просветительская работа с сотрудниками и родителями.
2.1.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных
мероприятий. Каждая минута пребывания ребѐнка в детском саду должна способствовать
решению этой задачи, которая осуществляется по следующим
направлениям:
1. привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
2. обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
3. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
4. формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
5. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
6. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
7. выработка у ребѐнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои
состояние и ощущения;
8. обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
9. вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в
опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы
необходимые условия:
сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому
ребѐнку;
отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и
взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся
отношения в коллективе;
развивающая среда организована с учѐтом потребностей и интересов детей,
педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных
комнат, чтобы ребѐнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети
могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от
шума, расслабиться на диванчике;
эмоциональное благополучие ребѐнка в детском саду достигается за счѐт проведения
разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов,
праздников. большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп.
проходят
в
детском
саду празднования
дней
рождения,
ярмарки,
посиделки,
экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Зимняя Олимпиада»,
«Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
снижение утомляемости ребѐнка на занятиях достигается мотивацией к занятию,
построением занятий на интересе ребѐнка и индивидуальный подход к каждому ребѐнку,
совместная деятельность взрослого и ребѐнка;
появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры –
драматизации, режиссѐрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник
–актѐр;
большая роль в псих коррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего,
классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на
психику ребѐнка(успокаивает).
2.1.6. Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре,
воспитатели.
Она включает в себя:
физкультурные занятия босиком;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
дыхательная гимнастика после сна;
спортивные игры и соревнования;
элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
2.1.7. Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в
трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях
туризм (походы, экскурсии);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты.
2.2. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и
сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на
следующих принципах:
актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них
главная социальная роль;
просветительная работа по направлениям программы «Здоровье» ит.д.;
консультации
воспитателей
по
сохранению
собственного
здоровья,
проигрываниеснимивозможныхпроблемныхситуаций:больнойпедагог–
здоровыйвоспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог –
больной воспитанник;
обучение педагогов приѐмам личной самодиагностики здоровья в физическом,
социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников
приѐмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в
области физического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев
комплексной оценки состояния здоровья.
Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
Диагностика среды жизнедеятельности ребѐнка, включая образовательную,
психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно –
гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
Разработка и внедрение
педагогических, валеологических и медицинских
методов коррекции.
Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
Пропаганда здорового образа жизни.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических
занятий,
психологических
тренингов,
привитие
дошкольникам
чувства
ответственности за своѐ здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
Мероприятия по формированию
у
дошкольников
мотивации
здоровья
и
поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на
занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование
физкультурных
минуток,
включение
элементов
пальчиковой
гимнастики
на
развивающих занятиях.
Необходимо широкое использование игровых приѐмов, создание эмоционально –
значимых
для
детей
ситуаций,
обеспечение
условий
для
самостоятельной
практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли
бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Привитие дошкольникам чувства ответственности за своѐ здоровье.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
Беседы, валеологические занятия.
2.3. Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового
ребѐнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических
проблем развития ребѐнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги,
консультации, семинары.
6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по
проблемам.
Дни открытых дверей.
Экскурсии по детскому саду для вновьприбывших.
Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и
вновьприбывших).
Совместные занятия для детей и родителей.
Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по
физической культуре, медицинской сестры).
Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование,
профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль
общения);
основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость,
ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь
или невнимание ит.п.);
стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или
отрицательные, причины семейных конфликтов;
социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном
процессе, наличие желания воспитывать ребѐнка;
воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры,
подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего
поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребѐнком.
Наблюдение за ребѐнком.
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
Посещение семьи ребѐнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь еѐ с
заболеваниями бронхолѐгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребѐнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10.Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11.Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их
влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребѐнка
14.План работы с родителями на ближайшие 3года.
15. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья»,
туристических походов, праздников, субботников.
16. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров –
практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
17. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений
«Что умею сам – научу детей».
18. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью
педагогической пропаганды здорового образа жизни.
19. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы,
выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
2.4.Ожидаемые результаты реализации программы.
1) Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения:
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
успешное освоение образовательной программы воспитанниками Учреждения
ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
рост
компетентности
педагогов
к
качественному
моделированию
здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
активизация
родителей
здоровьесберегающей
к
совместной
деятельности
и
с
образовательным
использованию
учреждением
эффективных
форм
здоровьесбережения в семье - не менее 93%.
2) Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребѐнка.
3) Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
4) Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
индивидуального подхода.
5) Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к
обучению и воспитанию.
6) Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении
здоровья дошкольников.
7) Повышение квалификации педагогов детского сада.
8) Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам
здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности.
Социальный эффект от реализации программы
Подготовка
методических
определѐнного
материалов
по
спектра
авторских
организации
программ
инновационной
и
инструктивно-
здоровьесберегающей
деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей
и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать
Учреждение как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный
уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность
работы на внутренние и внешние целевые аудитории.