Программа по здоровьесберегающей деятельности в МАДОУ детский сад № 13

М униципальное автономное дош кольное образовательное учреж дение
«Детский сад № 13»
(М АДО У детский сад № 13)
г. Верхняя Пы ш ма, ул. Парковая, 28, тел. 8(34368) 7 - 7 1 - 4 3

У ТВГРЖ Д ЛЮ

ПРИНЯТА

МАДОУ
сад № 13

Решением на заседании
Педагогического совета
Протокол № ^ « / %

2025 г.

Д . И .

025 г.

ПРОГРАММА
«Здоровье»
по здоровьесберегающей деятельности
в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 13»

Верхняя П ыш ма,2025

Программа "Здоровье" по здоровьесберегающей деятельности Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13» (далее – Программа «Здоровье»)
разработана коллективом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 13» (далее – Учреждение) в силу особой актуальности проблемы сохранения
здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов
оздоровления воспитанников Учреждения, определяет основные направления, цели и задачи, а также
план действий по реализации программы в течение трех лет.

1. Пояснительная записка
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как
никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие
требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не
только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервнопсихического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем,
результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 1520%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только 13% детей
могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские
стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют
развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального
функционирования

растущего

организма.

Исследования

М.Д.Маханевой,

В.Г.Алямовской

свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный
дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не
секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении
(за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на
определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность
скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,
плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений,
выносливости, гибкости и

силы, т.е.

усугубляет

неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует
заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения чѐтко определил пути своего
дальнейшего развития. В настоящее время в Учреждении прослеживается тенденция личностноориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому
саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Программа «Здоровье» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно –
оздоровительной работы в Учреждении:

 анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в
инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

 научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный
опыт в Учреждении);

 материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
 финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
 комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на
одного ребенка);

 анализ результатов физической подготовленности детей;
 характеристика физкультурно – оздоровительной работы в Учреждении (занятия, кружки,
внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Здоровье», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами
система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы,
органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия,
нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась
бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счѐт создания развивающей среды и реализации
определѐнных педагогических технологий.
Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного
учреждения – это комплексная система воспитания ребѐнка – дошкольника, здорового физически,
всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного
достоинства, педагогов и родителей. Наша программа направлена на воспитание основ культуры
здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах
безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не
только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа «Здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями,
узкими специалистами ДОУсодержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики,
позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные
для укрепления и сохранения здоровья детей.

1.1. Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов,
родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация программы предусматривает решение следующих задач:

1. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья участников образовательного процесса.

2. Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально- технические
условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия,
повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в
инновационном здоровьесберегающем пространстве Учреждения.

3. Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и
Учреждении на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.

1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы:

 Закон «Об Образовании в Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»(ЗарегистрировановМинюстеРФ14ноября2013г.
№ 30384).

 Конвенция ООН «О правах ребѐнка».
 «Семейный кодекс РФ».
 Конституция РФ, ст. 38, 41, 42,43.
 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями
от 28 июля 2000г.)

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования.

 Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».
 Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в
деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003г.

 Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных фор- мах обучения» №65/23-16 от
14 марта 2000г.

 Устав МАДОУ детский сад № 13
1.3. Объекты программы:

 Обучающиеся (воспитанники);
 Педагогический коллектив;
 Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
1.4. Основные принципы программы:

 научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление
здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)

 доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными
особенностями детей);

 активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в
поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

 сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
 систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий
постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

 целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко
определенной цели);

 оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
1.5. Основные направления программы:

 Профилактическое:
 обеспечение благоприятного течения адаптации;
 выполнение санитарно-гигиенического режима;
 решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
 проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных
заболеваний.

 Организационное:
 организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
 определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
 изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению
детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

 систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:
 пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
2. Разделы программы.
Программа реализуется через следующие разделы:

1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
2.1. Работа с детьми.
№
1.
2.

Формы и методы
Обеспечение
ритма жизни

здорового

Физические упражнения

Содержание

 щадящий режим (адаптационный период);
 гибкий режим.
 утренняя гимнастика;














физкультурно-оздоровительные занятия;
подвижные и динамические игры;
спортивные игры;
пешие прогулки (походы, экскурсии).
умывание;
мытье рук;
обеспечение чистоты среды;
занятия с водой (центр вода и песок);

развлечения, праздники;
игры-забавы;
дни здоровья.

3.

Гигиенические и водные
процедуры

4.

Световоздушные ванны

5.

Активный отдых

6.

Витаминотерапия






7.

Диетотерапия

 рациональное питание.

8.

Светотерапия

 обеспечение светового режима.

9.

Музыкотерапия

10.

Закаливание

11.

Пропаганда
образа жизни

проветривание помещений;
сон при открытых фрамугах;
прогулки на свежем воздухе;
обеспечение температурного режима и чистоты
воздуха.

витаминизация напитков.

 музыкальное
сопровождение
режимных
моментов;
 музыкальное оформление фона занятий;
 музыкально-театральная деятельность.
 дыхательная гимнастика;
 пальчиковая гимнастика;
 игровой массаж.
здорового






экологическое воспитание;
периодическая печать;
курс бесед;
специальные занятия.
2.1.1. Полноценное питание.

Принципы организации питания:

 выполнение режима питания;
 гигиена приѐма пищи;
 ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности
питания;

 эстетика организации питания(сервировка);
 индивидуальный подход к детям во время питания;
 правильность расстановки мебели.

2.1.2. Система эффективного закаливания.
1.

 закаливающее воздействие органично вписывается в

Основные
Факторы
закаливания

2.

Комплекс закаливающих
мероприятий

3.

Методы оздоровления:

каждый элемент режима дня;
 закаливающие процедуры различаются как по виду, так и
по интенсивности;
 закаливание проводится на фоне различной двигательной
активности детей на физкультурных занятиях, других
режимных моментах;
 закаливание проводится на положительном эмоциональном
фоне и при тепловом комфорте организма детей;
 соблюдение температурного режима в течение дня;
 правильная организация прогулки и еѐ длительности;
 соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учѐтом
индивидуального состояния здоровья детей;
 облегченная одежда для детей в детском саду;
 дыхательная гимнастика после сна;

 ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
 дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение
года);
 хождение босиком по спортивной площадке(летом);
 релаксационные упражнения с использованием
музыкального фона (музыкотерапия).

В детском

саду

проводится

следующий

облегченная одежда детей, соблюдение сезонной

комплекс

закаливающих

одежды детей

на

мероприятий:

прогулке

с

учетом их индивидуального состояния и состояния погоды, соблюдение температурного режима в
течение дня, корригирующая гимнастика после сна, стопотерапия, мытье прохладной водой рук по
локоть, шеи, полоскание рта после каждой еды, утренняя гимнастика (в теплый период на свежем
воздухе) в течение года, оздоровительный бег (старшие, подготовительные группы), одно
физкультурное занятие на улице (в зимний период), организация прогулки, утренний прием детей на
улице в теплое время года, солнечные ванны.
Схема закаливания детей (по системе М.Д. Маханевой)
Межсезонный период
ранний возраст
младший возраст
Закаливающие
1-3 года
3-4 года
процедуры
1-я
2-я
1-я
2-я
группа группа группа группа
Прогулка2 раза в день до
4 до
4 до
4 до
4
в первой и во второй часов
часов
часов
часов
половине дня
Воздушные ванны
1820*С
1618*С
20*С
2-5
18*С
2-7 мин
2-8
мин.
2-10
мин.
мин

средний возраст
старший возраст
4-5 лет
5-7 лет
1-я
2-я
1-я
2-я
группа
группа
группа группа
до
4 до
4 до
4 до
4
часов
часов
часов
часов
16-18*С
2-12
мин.

18*С
2-9 мин.

1618*С
2-15
мин

18*С
2-10 мин

Хождение босиком
18по профилактической 20*С
дорожке
5 мин.

20*С
5 мин.

1-я
группа
Прогулка2 раза в день до
в первой и во второй 15*С
половине дня
без
ветра
до
4
часов
Хождение босиком
20*С
по профилактической 5 мин.
дорожке
Обширное обливание 30(лицо, шея, кисти рук) 28*С
Полоскание полости рта

16-18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

1618*С
5 мин.

18*С
5 мин.

старший возраст
5-7 лет

2-я
группа
до
15*С
без
ветра
до 3,5
часов
20*С
5 мин.

1-я
группа
до
15*С
без
ветра
до
4
часов
18*С
5 мин.

2-я
группа
до -15*С
без
ветра до
3,5
часов

1-я
группа
до -18*С
без
ветра до
4 часов

2-я
группа
до -18*С
без
ветра до
3,5
часов

2-я
группа
до -20*С
без
ветра до
3,5
часов

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

1-я
группа
до
20*С
без
ветра
до
4
часов
18*С
5 мин.

30*С

2826*С
28*С

28*С

28-26*С

28*С

25*С

28*С

28*С

28*С

2524*С
25*С

-

ранний возраст
2-3 года

Закаливающие
процедуры

18*С
5 мин.

Зимний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет

ранний возраст
2-3 года

Закаливающие
процедуры

1618*С
5 мин.

Летний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет

18*С
5 мин.

25*С

старший возраст
5-7 лет

1-я
группа
Прогулка2 раза в день от 4,5
в первой и во второй часов
половине дня
Утренняя гимнастика не
в облегченной форме
ниже
19*С
Солнечные ванны
2-30
мин. от
22*С
Воздушные ванны
22*С
8-10
мин.

2-я
группа
от
4
часов

1-я
группа
от 4,5
часов

2-я
1-я
группа
группа
от
4 от
4,5
часов
часов

2-я
1-я
группа
группа
от
4 от 4,5
часов
часов

2-я
группа
от
4
часов

не
ниже
19*С
2-20
мин. от
24*С
22*С
8 мин.
23*С
2-15
мин.
-

не ниже не ниже не ниже не
19*С
19*С
19*С
ниже
19*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин. от мин. от мин. от мин. от
22*С
20*С
22*С
20*С
20-22*С 20-22*С 20-22*С 1810 мин.
10-20
10-15
20*С
мин.
мин.
10-30
мин
23*С
22*С
22*С
22*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин.
мин.
мин.
мин.
28*С
28*С
28*С
25*С

не ниже
19*С

Хождение босиком
по профилактической
дорожке
Полоскание полости
рта
Игры с водой

не
ниже
19*С
2-30
мин. от
20*С
2022*С
10-15
мин.
23*С
2-30
мин.
28*С

23*С
2-25
мин.
-

2-30
мин. от
22*С
18-20*С
10-20
мин
22*С
2-25
мин.
25*С

15-30
15-20
30 мин. 20 мин.
30 мин.
20 мин.
30 мин. 20 мин.
мин.
мин.
Примечание: 1-я группа закаливания - все здоровые дети и ранее принимающие меры закаливания;
2-я группа закаливания – дети после отпуска, после болезни и дети с отклонениями в состоянии
здоровья.
2.1.3.

Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил

организма ребѐнка, ход его физического развития, содействует
овладению необходимыми движениями.
1.

Основные
 физическая нагрузка адекватна возрасту, полу
принципы
ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и
организации
здоровья;
физического
 сочетание двигательной активности с
воспитания в детском общедоступными закаливающими процедурами;
саду
 медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии
здоровья;












2.

Формы организации
физического
воспитания

3.

Физкультурные
традиционные;
занятия
игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой
разнообразны
интенсивности.
по форме и
содержанию
в  сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления,
например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
зависимости от задач
 Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут
быть с одним предметом, например,
«Поиграй со мной, дружок» (мяч);
 занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений,
элементов спортивных игр;
 занятия –походы;
 занятия в форме оздоровительного бега;
 музыкальные путешествия – тесная интеграция
музыки и движений. Дети изображают животных, птиц,
подражают их голосам, повадкам;
 Занятия на «экологической тропе».

физические занятия в зале и на спортивной площадке;
туризм (прогулки –походы);
дозированная ходьба;
оздоровительный бег;
физкультминутки;
физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа с детьми.

Примерный двигательный режим
Формы организации

Особенности организации и длительность
группа
группа
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовит.гр
раннего
раннего
группа
группа
группа
уппа
возраста
возраста
3-4 года
4 -5 лет
5 -6 лет
6 -7 лет
1-2 года
2-3 года
1. Организованная образовательная деятельность «Физическая культура»
Физическая культура в 3 раза в 3
раза
в 3
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в
помещении
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
10 мин
10 мин
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Физическая культура
1 раз в неделю
1
раз
в 1разв неделю
на улице
20 мин
неделю
30 мин
25 мин
Музыка
2 раза в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в 2
раза
в
(часть занятия)
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
3-5 мин
5 мин
5 мин
7 мин
9 мин
11 мин
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Утренняя гимнастика
Ежедневно
10 мин
10мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Подвижные игры
Ежедневно не менее 3 раз в день
3-5 мин
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
15-20 мин
Спортивные
игры,
Целенаправленное обучение на каждой прогулке
упражнения
Физические упражнения
Ежедневно на прогулке
3-5 мин
5-8 мин
8 мин
8-12 мин
12-16 мин
16 мин
Физкультурная минутка (в 1-3 мин
1-3 мин
Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и
середине статистического
содержания занятия
занятии)
3-5 мин
3-5 мин
3-5 мин
3 -5 мин
Двигательные игры под
1 раз в неделю
музыку
3-5 мин
5-10 мин
10- 15 мин
15 мин
15 -20 мин
20 мин
Гимнастика
после
Ежедневно
дневного сна
5-10 мин
5-10 мин
15 мин
15 мин
15мин
15 мин
Занятия в бассейне
1
раз
в 1 раз в неделю
1 раз в неделю
1разв
неделю
20 мин
25мин
неделю
15 мин
30 мин
Инд
и
подгрупповая
Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки
работа
по
развитию 3-5 мин.
3-5 мин
5-7 мин
7-10 мин
10 мин
15 мин
движений
3. Активный отдых
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
15 мин
20 мин
25 мин
40 мин
40 мин
Физкультурный праздник
1-2 раза в год
40 мин
50 мин
60 мин
День здоровья
2 раза в год (сентябрь /май)
Самостоятельная двигательная деятельность
Самостоятельное
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
использование
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
физкультурного
и
спортивного
игрового
оборудования
Самостоятельная
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении
физическая активность в Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
помещении

Самостоятельные
подвижные и спортивные
игры на прогулке

Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Организации физического воспитания направлена на улучшение здоровья и физического
развития,

расширение

функциональных

возможностей

детского

организма,

формирование

двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются
с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Используются следующие формы двигательной
деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе,
физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика,
занятия на тренажерах, плавание и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь
физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Физическое развитие детей первого года жизни организуется в форме индивидуальных
занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с
каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут
после еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.
С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляются по подгруппам 2 -3 раза в неделю. С детьми второго
года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в
групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в
физкультурном зале.
Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7
лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит
от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,- в средней группе - 20 мин.,- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет организованы занятия по физическому развитию детей на
открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и
наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности и
профилактики утомления в детском саду проводятся ежедневные прогулки.
Для детей 3–7 лет продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа.
На

прогулке

созданы

все

условия

(спортивно-игровое

оборудование,

спортивные

принадлежности) для самостоятельной двигательной активности детей.
В структуре прогулки обязательно предусмотрены подвижные и спортивные игры, спортивные
упражнения.

Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими
работниками и педагогами в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип
закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения
процедур. Система включает:
- специальные закаливающие процедуры;
- закаливание с помощью естественных природных средств.
В летний период проводятся солнечные и воздушные ванны.
- Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды воспитанников.
- Сквозное проветривание в холодный период года проводится кратковременно (5-10 мин.) без
воспитанников. В теплый период – в течение всего времени при отсутствии воспитанников в
помещении.
– Утренняя гимнастика проводится ежедневно: в холодное время – в зале, в теплое время – на
улице. Одежда облегченная.
- Во время дневного сна обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды,
температурой воздуха в помещении.
- В жаркие дни- обливание водой. При проведении закаливающих мероприятий учитываются
индивидуальные особенности состояния ребенка, медицинские противопоказания и эмоциональный
настрой.
Работа с детьми в летний оздоровительный период организуется следующим образом.
Ежедневно воспитатели организуют самостоятельную (игровую, трудовую – 20 мин в день,
коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную,
двигательную, чтение) деятельность детей на прогулочных участках, в соответствии с планом
работы с детьми в летний оздоровительный период. Ежедневно проводятся оздоровительные и
закаливающие мероприятия: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, индивидуальная
работа по формированию у детей основных движений и физических качеств.
Ежедневно воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми в разных видах
деятельности, направленную на улучшение здоровья и расширение функциональных возможностей
детского организма.
Еженедельно воспитатели организуют и проводят спортивные развлечения для формирования
двигательных навыков и двигательных качеств у детей
2.1.4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приѐма пищи
(пятиразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребѐнка на
свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады:
оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических

упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных
эмоциональных впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Санитарно –
просветительская работа с сотрудниками и родителями.
2.1.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных
мероприятий. Каждая минута пребывания ребѐнка в детском саду должна способствовать
решению этой задачи, которая осуществляется по следующим
направлениям:

1. привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
2. обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
3. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
4. формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
5. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
6. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
7. выработка у ребѐнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои
состояние и ощущения;

8. обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
9. вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в
опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы
необходимые условия:

 сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому
ребѐнку;

 отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и
взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся
отношения в коллективе;

 развивающая среда организована с учѐтом потребностей и интересов детей,
педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных
комнат, чтобы ребѐнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;

 в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети
могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от
шума, расслабиться на диванчике;

 эмоциональное благополучие ребѐнка в детском саду достигается за счѐт проведения

разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов,
праздников. большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп.
проходят

в

детском

саду празднования

дней

рождения,

ярмарки,

посиделки,

экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Зимняя Олимпиада»,
«Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;

 снижение утомляемости ребѐнка на занятиях достигается мотивацией к занятию,
построением занятий на интересе ребѐнка и индивидуальный подход к каждому ребѐнку,
совместная деятельность взрослого и ребѐнка;

 появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры –
драматизации, режиссѐрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник
–актѐр;

 большая роль в псих коррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего,
классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на
психику ребѐнка(успокаивает).
2.1.6. Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре,
воспитатели.
Она включает в себя:

 физкультурные занятия босиком;
 подвижные игры и физические упражнения на улице;
 дыхательная гимнастика после сна;
 спортивные игры и соревнования;
 элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
2.1.7. Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:

 закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в
трусиках, ходьба босиком;

 физкультурные занятия в природных условиях
 туризм (походы, экскурсии);
 физкультурные досуги и развлечения;
 утренняя гимнастика на воздухе;
 витаминизация: соки, фрукты.
2.2. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и

сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на
следующих принципах:

 актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них
главная социальная роль;

 просветительная работа по направлениям программы «Здоровье» ит.д.;
 консультации

воспитателей

по

сохранению

собственного

здоровья,

проигрываниеснимивозможныхпроблемныхситуаций:больнойпедагог–
здоровыйвоспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог –
больной воспитанник;

 обучение педагогов приѐмам личной самодиагностики здоровья в физическом,
социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников
приѐмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:

 Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в
области физического воспитания детей дошкольного возраста.

 Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
 Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев
комплексной оценки состояния здоровья.

 Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
 Диагностика среды жизнедеятельности ребѐнка, включая образовательную,
психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

 Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно –
гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

 Разработка и внедрение

педагогических, валеологических и медицинских

методов коррекции.

 Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
Пропаганда здорового образа жизни.

 Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических
занятий,

психологических

тренингов,

привитие

дошкольникам

чувства

ответственности за своѐ здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:

 Мероприятия по формированию

у

дошкольников

мотивации

здоровья

и

поведенческих навыков здорового образа жизни.

 Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на
занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование

физкультурных

минуток,

включение

элементов

пальчиковой

гимнастики

на

развивающих занятиях.

 Необходимо широкое использование игровых приѐмов, создание эмоционально –
значимых

для

детей

ситуаций,

обеспечение

условий

для

самостоятельной

практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли
бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

 Привитие дошкольникам чувства ответственности за своѐ здоровье.
 Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
 Беседы, валеологические занятия.
2.3. Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового
ребѐнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.

4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических
проблем развития ребѐнка.

5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги,
консультации, семинары.

6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.

7. Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Формы работы с родителями:

 Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
 Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по
проблемам.

 Дни открытых дверей.
 Экскурсии по детскому саду для вновьприбывших.
 Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и
вновьприбывших).

 Совместные занятия для детей и родителей.

 Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по
физической культуре, медицинской сестры).

 Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:

 структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование,
профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль
общения);

 основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость,
ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь
или невнимание ит.п.);

 стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или
отрицательные, причины семейных конфликтов;

 социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном
процессе, наличие желания воспитывать ребѐнка;

 воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры,
подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего
поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:

 Анкета для родителей.
 Беседы с родителями.
 Беседы с ребѐнком.
 Наблюдение за ребѐнком.
 Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
 Посещение семьи ребѐнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь еѐ с
заболеваниями бронхолѐгочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребѐнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10.Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11.Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их
влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребѐнка
14.План работы с родителями на ближайшие 3года.

15. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья»,
туристических походов, праздников, субботников.

16. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров –
практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

17. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений
«Что умею сам – научу детей».

18. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью
педагогической пропаганды здорового образа жизни.

19. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы,
выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
2.4.Ожидаемые результаты реализации программы.

1) Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения:

 улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
 успешное освоение образовательной программы воспитанниками Учреждения
ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;

 рост

компетентности

педагогов

к

качественному

моделированию

здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;

 активизация

родителей

здоровьесберегающей

к

совместной

деятельности

и

с

образовательным

использованию

учреждением

эффективных

форм

здоровьесбережения в семье - не менее 93%.

2) Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребѐнка.
3) Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
4) Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
индивидуального подхода.

5) Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к
обучению и воспитанию.

6) Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении

здоровья дошкольников.

7) Повышение квалификации педагогов детского сада.
8) Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам
здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности.
Социальный эффект от реализации программы
Подготовка
методических

определѐнного

материалов

по

спектра

авторских

организации

программ

инновационной

и

инструктивно-

здоровьесберегающей

деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей
и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать
Учреждение как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный
уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность
работы на внутренние и внешние целевые аудитории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».