Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
(МАДОУ детский сад № 13)
Паспорт кабинета
учителя-логопеда
Кабинет учителя-логопеда предназначен для организации работы логопункта
ДОУ с целью оказания своевременной квалифицированной коррекционноразвивающей и консультативно-методической помощи воспитанникам, их
родителям и педагогам ДОУ по вопросам речевого развития.
Логопедический кабинет расположен на первом этаже здания.
1. Общая площадь кабинета 14.8 м2.
2. Освещение и свет:
- естественное – 1 большое окно для равномерного освещения;
- искусственное - ЛЛ в количестве 7 штук на потолке, - ЛЛ (1Х 40 в) над
зеркалом в логопедическом уголке.
3. Температурный режим: помещение с регулируемым отоплением, хорошо
проветриваемое. Температура воздуха – от 20 до 22 С.
4. Санитарно – гигиенические нормы. - проветривание кабинета – ежедневно
- влажная уборка кабинета – ежедневно - генеральная уборка – один раз в месяц.
Организация пространства
Пространство кабинет учителя-логопеда условно разделено на следующие зоны:
1. Зона для индивидуальных занятий (логопедический уголок с зеркалом,
детские стулья, дидактические пособия);
2. Зона для работы с документацией (письменный стол с тумбой, стул для
взрослого);
3. Зона хранения учебно-методического материала (шкафы для хранения
методических материалов, дидактических игр и игрушек).
Оборудование логопедического кабинета.
Шкафы для пособий –1.
Детские столы –2.
Детские стулья -7
Стол для индивидуальных занятий –1
Стол для работы с документацией –1.
Тумбочка – 1
Горка - 5
Стулья –1.
Магнитная доска –1.
Раковина – 1
Часы настенные – 1
Ультрафиолетовый излучатель «Дезар – 2» – 1
Технические средства
Музыкальный центр.
Персональный компьютер.
Принтер.
Специальное оборудование
Индивидуальные зеркала –20
Содержание деятельности учителя-логопеда:
- диагностико-аналитическая деятельность (обследование, анализ
результатов, планирование работы);
- коррекционно-речевая работа (индивидуальная и подгрупповая);
- консультативная работа с педагогами и родителями (законными
представителями);
- организационно-методическая деятельность.
Основные формы организации работы с детьми - индивидуальные занятия.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.
Неречевые психические процессы.
1. Развитие слухового внимания.
Звучащие игрушки: погремушки – 9
Маракасы деревянные – 3
Барабан – 3
Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы
(горох, фасоль, крупа).
Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
Картотека игр на развитие слухового внимания.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей);
сборные картинки – пазлы
Разборные игрушки:
матрешки- 1
Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не
дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты
картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».
Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
Картотека игр на развитие высших психических функций.
3. Развитие пространственной ориентировки.
Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их
местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).
Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем
этаже и т.д.).
Карточки с изображением лабиринтов.
Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке
тетради.
Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по
вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
Картотека игр на пространственное ориентирование.
4.Развитие ориентировки во времени.
Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и
природных явлений в разные времена года, части суток.
Картинки для отработки понятий «старше — младше».
5. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета,
величины, протяженности).
Парные картинки.
Счетные палочки для выкладывания фигур.
Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и
раздаточные).
Дидактические игры «Разложи от самого маленького», «Какой предмет
пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Разложи по
цвету».
Дидактический
(демонстрационный и раздаточный) материал для
зрительных диктантов.
Картотека игр на развитие восприятия.
6. Развитие мелкой моторики.
Шнуровки
Пуговицы
Счетные палочки
Прищепки
Фасоль, горох, цветной рис
Ленты и веревочки
Звукопроизношение
1.Развитие речевого дыхания.
Наборы бабочек, снежинок, самолетов, вертушек.
Воздушные шары, мыльные пузыри.
Картотека игр на развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Индивидуальные настольные зеркала.
Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными
картинками.
«Сказки веселого язычка»
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков
в словах.
Наборы
сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и
рассказах.
Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в
связной речи
Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для
дифференциации в произношении
Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию
определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для
заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у
дошкольников (Е.С.Большакова, Т.Туманова, Н.В. Нищева и др.).
Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,
Н. Новоторцева и др.)
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков,
определения их последовательности.
Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец
слова.
Карточки — символы гласных и согласных звуков.
Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
Сигналы
обратной связи для упражнений на дифференциацию
понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой;
согласный твердый — согласный мягкий.
Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой
схемы слов.
Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка»,
«Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных
картинок, схемы предложений).
Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой
структуры.
Обучение элементам грамоты.
Русский алфавит (таблица) - 1
Наборы букв и слогов (демонстрационные) -1
Магнитная азбука
Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).
Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Словодел» и др.
Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
Карточки для буквенного анализа слов.
Картинки,
в названиях которых изучаемый звук находится в разных
позициях.
Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).
Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте (Касса букв,
слогов и счета в количестве – 21 шт.)
Грамматика
Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен
существительных и глаголов.
Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение
существительных и прилагательных).
Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов.
Карточки — символы предлогов.
Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:
- имен прилагательных с именами существительными;
- имен существительных с именами числительными;
- притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя,
мое, мои).
Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные
конструкции предложений
Словарная работа.
Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма,
размер, составные части, фактура на ощупь).
Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные
действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма,
величина); слов-антонимов.
Речевые
задания для формирования навыков словообразования
суффиксального и префиксального:
- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб —
грибок, белый — беленький);
- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — ножищи);
- образование названий детенышей животных (котенок, котята);
- образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);
- образование притяжательных прилагательных (утка — утиный клюв,
утиное яйцо, утиные лапки);
- сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими
изображениями (самолет, паровоз, снегопад);
- приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка
— два дерева и др.;
- образование названий профессий;
- многозначные слова;
- подбор однокоренных слов.
Связная речь.
Папка 1. Осень. Грибы. Деревья.
Папка 2. Детский сад.
Папка 3. Овощи. Фрукты.
Папка 4. Домашние животные.
Папка 5. Дикие животные.
Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.
Папка 7. Зима. Зимующие птицы.
Папка 8. Мебель. Посуда. Продукты питания.
Папка 9. Новый год. Зимние развлечения. Тело.
Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
Папка 11. Животные жарких стран. Животные морей и океанов.
Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.
Папка 13. Дом. Строительные профессии.
Папка 14. Россия. Урал. Наш город.
Папка 15. Домашние птицы.
Папка 16. Весна. Перелетные птицы.
Папка 17. День Победы. Защитники Отечества.
Папка 18. Школа. Цветы. Насекомые.
Пособия и технологии по ознакомлению
с окружающим миром и развитию
связной речи.
Программно-методическое обеспечение работы логопункта.
Перечень диагностических методик.
1. Е.В.Мазанова обследование речи детей 3-4
издательство «Гном» 2014
2. Е.В.Мазанова обследование речи детей 4-5
издательство «Гном» 2014
3. Е.В.Мазанова обследование речи детей 5-6
издательство «Гном» 2014
4. Е.В.Мазанова обследование речи детей 6-7
издательство «Гном» 2014
5. Т.В.Кабанова Тестовая диагностика Москва, 2010
лет с ЗРР. Москва,
лет с ОНР. Москва,
лет с ОНР. Москва,
лет с ОНР. Москва,
Методическая и развивающая литература по развитию мелкой моторики
1. Е.А. Смирнова Система развития мелкой моторики у детей дошкольного
возраста. Детство- пресс, 2012
2. Е.А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников
Детство – пресс, 2010
3. Е.А. Савельева Веселые ладошки. Стихотворные игры для детей 2-3 лет.
Методическое пособие. Москва, 2012
4. О.В. Бурлакина Комплекс упражнений для формирования правильного
речевого дыхания. Детство – пресс, 2012
5. О.А. Леонова Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с
мячом. Детство – пресс, 2013
6. Н.Г. Метельская 100 Физкультминуток на логопедических занятиях.
Издательство «ТЦ Сфера», 2014
7. С.В. Исханова Игротерапия в логопедии психогимнастические
превращения. Ростов – на – Дону. Издательство «Феникс»., 2015
8. Л.П. Воронина, Н.А. Червякова Картотеки артикуляционной гимнастики,
массажа и самомассажа. Издателдьство «Детство – пресс», 2013
9. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова Логопедический массаж и развитие
выразительной речи детей 5-7 лет. Издательство «Каро», 2017
Методическая развивающая литература по формированию правильного
звукопроизношения
1. Т.А. Куликовская Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов
для автоматизации звуков. Детство – пресс, 2013
2. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Коррекция произношения звуков Г,
К, Х; «Гном», 2014
3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Коррекция произношения звуков Н,
Т, Д; «Гном», 2014
4. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Коррекция произношения звуков Й;
«Гном», 2014
5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Коррекция произношения звуков Ш,
Ж, Ч, Щ; «Гном», 2014
6. О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова Свистящие звуки С, З, Ц начинаем и
различаем «Гном» 2014
7. О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова Сонорные звуки Л, Р начинаем и
различаем «Гном» 2014
8. О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова Шипящие звуки Ш, Щ, Ж, Ч начинаем
и различаем «Гном» 2014
9. И.Ю. Кондратенко Произносим звуки правильно. Логопедические
упражнения. Айрис – пресс, 2014 – 2 шт
10. И.В. Баскакина, М.И. Лынская День рожденич Р. Логопедические игры.
Айрис - пресс, 2018
11. И.В. Баскакина, М.И. Лынская Свистелочка. Логопедические игры.
Айрис - пресс, 2018
12. И.В. Баскакина, М.И. Лынская Цоколочка. Логопедические игры. Айрис пресс, 2018
13. И.В. Баскакина, М.И. Лынская Жужжаллочка и Шепелочка.
Логопедические игры. Айрис - пресс, 2018
14. И.В. Баскакина, М.И. Лынская Звенелочка. Логопедические игры. Айрис
- пресс, 2018
15. И.В. Баскакина, М.И. Лынская Чаепитие на даче у Ч. Логопедические
игры. Айрис - пресс, 2018
16. Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова Учимся правильно произносить звуки.
Веселая школа. «Детство – пресс» 2014
17. В.А. Якунина Трудные звуки и буквы Ж и Ш. задания для профилактики
нарушений письма. «ТЦ Сфера», 2014
18. Н.Н. Яковлева Фольклерный материал для дифференциации и
автоматизации звуков. «Детство – пресс», 2013
19. О. В. Егорова Звуки Ф, В «Гном» 2013
20. О. В. Егорова Звуки Т, Д. «Гном» 2013
21. Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына Коррекция
звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушение речи в условиях
логопункта ДОУ. «Детство – пресс», 2013
22. О.В. Епифанова Автоматизация и дифференциация звуков. Волгоград,
2012
23. В. Буйко Формируем речевую моторику звуки Р и Р*. «Литур», 2016
24. Т.А. Куликовская Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов
для автоматизации звуков. «пресс – детство», 2013
Методическая и развивающая литература по обучению грамоте
1. А. Е. Соболева Как подготовить ребенка к обучению грамоте. Санкт –
Петербург «Детство – пресс», 2014
2. М.П. Белова Планы – конспекты занятий по обучению грамоте детей 6-7
лет; Санкт – Петербург «детство – пресс», 2018
3. Г.Я. Затулина Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Учебно – методическое пособие; Москва, 2014
4. О.Л. Климентьева Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика
нарушений письма; «Детство – пресс», 2010
5. Н.В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста; «Детство –
пресс», 2015
Методическая литература по развитию речи
1. О.В. Шемякина Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет,
Москва «Гном»,2014
2. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий. Москва «Гном», 2012
3. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
подгрупповых занятий. Москва «Гном», 2012
4. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий. Москва «Гном», 2012
5. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты
подгрупповых занятий. Москва «Гном», 2012
6. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий. Москва «Гном», 2012
7. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты
подгрупповых занятий. Москва «Гном», 2012
8. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Мосонова Конспекты логопедических занятий в
детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. Москва Издательство «Скрипторий», 2015
9. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Мосонова Конспекты логопедических занятий в
детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. Москва Издательство «Скрипторий», 2015
10. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Мосонова Конспекты логопедических занятий в
детском саду. Средняя группа. Москва Издательство «Скрипторий», 2015
11. В.В. Синичкина Конспекты тематических занятий по формированию
лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с
ОНР; «Детство – пресс», 2012
12. Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Практический материал для
занятий по развитию речи у детей с ОНР. Воронеж, 2012
13. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий в подготовительной
группе. Издательство «ТЦ Сфера», 2014
14. М.В. Вышегородская, И.Г. Елизарова, А.В. Васильева Интегрированная
образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ. Издательство
«Пресс- детство», 2014
15. Н.В. Нищева Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Издательство «Детство – пресс», 2015
16. Н.В. Нищева Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у
старших дошкольников. Издательство «Детство – пресс», 2015
17. Н. М. Миронова Развиваем фонематическое восприятие. Москва.
Издательство «Гном», 2014
18. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Я учусь говорить. Москва. Издательство
« Скрипторий»
19. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности.
Методические рекомендации. Москва. 2009
20. И.Г. Медведева Развивае речь детям 5-6 лет. Москва, 2010
21. Т.А. Куликовская Дидактический материал по лексическим темам.
Издательство «Детство – пресс» 2014
22. Лексические темы по развитию речи дошкольников подготовительная
группа. Москва, 2015
23. О.Ю. Филимонова Развитие словаря дошкольников в играх. Издательство
«Детство – пресс», 2007
24. О.И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса.
Подготовительная группа. Волгоград. 2009
25. К.Е. Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико – грамматических
представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР. Издательство
«Владос», 2016
26. Т.И. Петрова, Е.С. Петрова Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Старшая группа. Книга 2. Москва. «Школьная Пресса»,2005
27. О.А. Иванова Учимся читать художественную литературу. Для работы с
детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Москва. «Школьная Пресса»,
2004
28. О.С. Ушакова Придумай слово. Москва. «Сфера», 2010
29. О.В. Закревская Развивайся, малыш! Система работы по профилактике
отстования и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Москва.
«Гном», 2012
30. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно – методическое
пособие. Москва. 2009
31. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая Развитие психо – физиологической
базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Издательство
«Детство – пресс», 2012
32. Речевые досуги для дошкольников. Учебно – методическое пособие.
Москва. 2014
33. Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Т.В. Кулакова, Н.В. Антохина, Т.С. Павлова
и др. Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно – методическое
пособие. Москва. 2015
34. Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Т.В. Кулакова, Н.В. Антохина, Т.С. Павлова
и др. Обучение дошкольников пересказу. Старшая группа. Учебно – методическое
пособие. Москва. 2015
35. Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Т.В. Кулакова, Н.В. Антохина, Т.С. Павлова
и др. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно –
методическое пособие. Москва. 2015
36. Н.А. Есаулова Конспекты занятий по красноречию. Москва, 2007
37. А.А. Гуськова Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на
основе сказок. Волгоград, 2012
38. Л.М. Граб Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет. Волгоград.
2013
39. Т.В. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство «Детство – пресс»,
2010
40. Е.А. Алябьева Как научить ребенка запомнить стихи. Москва. 2010
41. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием
опорных схем. Подготовительная группа. Москва. 2008
42. Т.А. Куликовская Логопедические скороговорки и считалки.
Издательство «Гном», 2014